Как марки private label справлялись с последствиями ограничений
«Пандемия», карантин и прочие ограничения по-разному повлияли на разные категории в косметическом сегменте. Одни бренды чудом удержались на плаву, при этом другие в своих нишах наоборот взлетели.
Хуже всех пришлось парфюмерному и make-up сегменту, где рухнула потребность в продукции из-за вынужденного домоседства и закрытия большинства точек продаж. Чуть лучше обстоят дела с косметикой для ухода, кремами и бальзамами. На коне закономерно оказались средства гигиены, особенно жидкое мыло, всевозможные обеззараживающие жидкости и гели.
Как сложилась ситуация для контрактников и private label?
Контрактникам пришлось справляться со множеством проблем – от внедрения строгих и дорогих процедур безопасности, пошатнувшихся систем логистики и цепочек поставок до, в крайних случаях, перестройки производства под продукцию антисептиков, спрос на которые в какой-то момент казался безграничным.
Для бизнеса private label все сложилось не так плохо. В основном – благодаря тому, что владельцы, крупные торговые и дисконтные сети, мало пострадали от ограничений, попав в категорию поставщиков продуктов первой необходимости. Большая часть парфюмерных и косметических магазинов или бутиков, даже сетевых, такой возможности не получила.
На живом примере: как это было с фирмой Serpol-Cosmetics
Из интервью с Рафаэлем Асатряном, коммерческим директором Serpol-Cosmetics. «Мы - самый крупный польский производитель жидкого мыла, так что на нехватку работы жаловаться нам не пришлось. Больше всего усилий пришлось посвятить тому, чтобы обеспечить работников средствами и условиями для охраны здоровья и сохранить бесперебойность производства. Люди начали фанатично мыть руки чуть ли не в десять раз чаще, и мыло из средства рутинной гигиены превратилось в средство первой необходимости – так что допустить простоев на фабрике и оставить людей без нашей продукции было никак нельзя.
- Когда ограничения начали понемногу снимать, что изменилось?
С перспективы условий, в которых работает наше предприятия – мало что. Меры безопасности соблюдаются так же строго. С позиции бизнеса в целом уже можно говорить о заметных переменах. Спрос на средства гигиены подуспокоился относительно пика в марте и апреле, но все равно остается повышенным. Плюс, есть все основания полагать, что продажи мыла и дальше будут держаться на высоком уровне: за это время привычка часто мыть руки и вообще тщательнее следить за гигиеной успела укорениться.
- В тему расшатавшихся цепочек поставок. Сейчас, когда дефицит моющих и обеззараживающих средств в магазинах сгладился, проблемы с нехваткой сырья и компонентов все равно остались?
В плане продукции в магазинах, сейчас можно даже сказать, что предложение начало немного превышать спрос. Это вызвано как тем, что многим пришлось резко наращивать производственные мощности, так и появлением на волне потребности большого количества новых производителей. Эта волна, кстати, помогла некоторым компаниям удержаться на плаву, заморозив производство продукции, спрос на которую упал, и переориентировавшись на выпуск антисептиков.
В плане сырья главная роль досталась поставщикам спирта. Сейчас, к счастью, дефицит прошел и сырье стало доступнее, снизив заодно и стоимость готовой продукции. Аналогично и с другими компонентами. Самой большой проблемой остается упаковка, особенно комплектующие – дозаторы, большинство которых производят в Китае. Глобальный спрос на комплектующие остается на очень высоком уровне, и поставщики этим пользуются, повышая цены и растягивая сроки, часто не утруждаясь даже придумать адекватную причину. В итоге получается, что из цепочки поставок выпадает ключевое звено. А с ним и сам продукт. Нас эта проблема тоже коснулась, так что пришлось временно пожертвовать удобством и перейти на крышки, флип-топы и пуш-пул, чтобы не прекращать выпуск продукции из-за нехватки привычных комплектующих. Нам еще повезло, что банки, флаконы и саше мы производим сами, так что их дефицит на нашу работу не повлиял.
- Что будет после «пандемии»?
Как уже говорили, «корона» выработала у людей много новых привычек, которые где-то напрямую, где-то опосредованно, повлияли на потребительское поведение. Многие решения о покупках также будут зависеть от экономических факторов, которые сегодня пока сложно предвидеть.
На нашем примере трудно дать какую-либо универсальную оценку: мы попали в небольшой круг фирм, чья продукции пользовалась повышенным спросом все это время. Так что мы как раз могли идти путем расширения, инвестировать в новые производственные мощности и нанимать больше сотрудников. Тем более сейчас на рынке труда много работников, ищущих новое место, особенно в сфере производства. Это тоже помогает полностью реализовывать планы.